Содержание статьи
В качестве хладагента в кондиционерах используется фреон. Он является системой охлаждения компрессора и защищает его от перегрева. К утечкам фреона приводит неправильный монтаж оборудования и его неисправности. Существует также нормированный расход фреона в период службы, он составляет до 9% в год. Нормированной утечки не бывает у оконных и мобильных кондиционеров.
Есть несколько видов фреона, которые можно применять, если нужна заправка или дозаправка кондиционера. К ним относятся:
Фреон R22
Отдельно следует сказать об особенностях фреонов для автокондиционеров. На данный момент при обслуживании ТС применяются хладоны двух типов:
Частота замены или дозаправки фреона напрямую зависит от технического состояния авто, активности использования и модификации ТС.
Этот хладагент был разработан как альтернатива R12, но не является его полноценной заменой. Применялся в новых кондиционерах, так как ретрофит с CFC-12 на HCFC-22 подразумевает полную смену оборудования.
Фреон R22 имеет низкий потенциал разрушения озонового слоя, но высокий ПГП, 0,05 и 1810 соответственно. Производство и применение хладагента регулируется Монреальским протоколом, приложениями к нему и политикой отдельных стран:
В большинстве развитых стран производство, импорт и ретрофит хладагента R22 подлежит лицензированию. Несмотря на большое количество заменителей HCFC-22, остается высоким уровень контрабанды.
Содержание хладагента R22 в атмосфере по данным исследований разных организаций, компаний и групп ученых.
Еще не так давно выход хладагента из контура частенько случался при разморозке. Форсируя процесс, пользователи не стеснялись ковырять в морозильнике ножом, сбивая снежную шубу. Как следствие, случайный прокол приводил к нарушениям герметичности. Чтобы избавиться от подобных проблем были придуманы технологии автоматической разморозки. В этом сегменте можно выбирать холодильники с капельной системой оттаивания или NoFrost.
Ели вы ищите ярких красок, обратите внимание на находки от словенского бренда. Нам понравился симпатичный ярко-красный GORENJE NRK6192MRD. Этот двухкамерный зверь работает на капельном оттаивании холодильной камеры и NoFrost – морозильной. Подружиться с техникой поможет интеллектуальное управление, к вопросам энергоэффективности, сохранения холода, эргономики претензий вообще нет. Отличная техника за адекватную цену в 36 т.р.
Замечательный полный НоуФрост ищите у корейцев. Например, продукт LG GA-E409UEQA устроит самых ленивых и занятых людей. Во-первых, производитель отошел от традиций оформления и вместо стандартного серебра реализовал вкусный бежевый цвет. Во-вторых, тут есть все опции удобной и эффективной эксплуатации. И все это обойдется дешевле 32 т.р.
Практически все переделки узлов автомобиля трудоемки и стоят немалых денег. Водителю самому решать, целесообразно ли такая работа. Для перехода с R12 на R134a потребуется замена следующих элементов:
Весь спектр работ должны делать только проверенные специалисты. Если переход осуществлялся едва ли не в кустарных условиях, слишком быстро выйдет из строя трубопровод, уплотнительные материалы и компрессор.
Рейтинг (2021): 4.36 Самый простой в работе
При дозаправке холодильного оборудования в случае утечки не нужно сливать остатки фреона из системы, поэтому он максимально прост в работе.
Комбинированный хладагент имеет следующий состав — R32 (23%) + R125 (25%) + R134a (52%). Каждый из используемых здесь фреонов придает смеси определенные свойства – увеличение производительности, предотвращение возгорания, контроль рабочего давления соответственно. Спектр использования широкий – это могут быть бытовые и промышленные холодильники, кондиционеры, тепловые насосы. Одной из причин выбора этого фреона во многих случаях является возможность дозаправки оборудования после утечки без полного слива оставшегося в системе хладагента. Кроме простоты ремонта, принимают во внимание безопасность, отсутствие токсичности и взрывоопасности.
Плюсы и минусы
Смотрите также:
Один из наиболее перспективных хладагентов. Имеет показатели GWP и ODP равные 3 и 0 соответственно. Единственный недостаток – высокая пожароопасность. Применяется как фреон в:
Газ R290 имеет хорошие перспективы для применения в бытовых кондиционерах. Он не токсичен, химически стабилен. Вероятность возгорания у него не выше, чем у изобутана (R600a). Серьезно рассматривается многими организациями как замена хладагентам с высокими потенциалами воздействия на озоновый слой и глобальное потепление.
К сожалению, возможность с абсолютной точностью измерить количество оставшегося хладагента в системе отсутствует. Вместе с тем, всегда можно определить, какие рабочие параметры на данный момент имеет кондиционер. Для этого рекомендуем обратиться к специалистам, обладающим специальными знаниями и оборудованием.
Для расчета требуемого количества фреона нужно владеть информацией об определенных технических характеристиках конкретной сплит-системы. Обычно к наружным и внутренним блокам кондиционера прикрепляются таблички, на которых отражена необходимая информация: марка фреона, его «стандартное» количество. Указанного количества обычно хватает на сам кондиционер, а также 3-10 метров трассы. Однако, за точными значениями необходимо обратиться к технической документации для конкретной модели кондиционера.
В данной таблице показано примерное «стандартное» количество фреона для бытовых сплит-систем разной холодопроизводительности.
Мощность | Холодопроизводительность, кВт. | Количество фреона, гр. |
07 kBTU | 2 — 2.2 | 500 — 700 |
09 kBTU | 2.5 — 2.8 | 600 — 750 |
12 kBTU | 3.6 — 3.9 | 800 — 900 |
18 kBTU | 5 — 5.4 | 1100 — 1200 |
24 kBTU | 6 — 6.4 | 1400 — 1700 |
Далее необходимо измерить длину трассы. В случае если ее длина превышает стандартную, на каждый дополнительный метр трассы необходимо предусмотреть определенное количество хладагента. Конкретные значения можно получить из официальных каталогов, либо узнать у производителя. В среднем на каждый метр добавляют 15-30 г. фреона, однако это будет зависеть от модели бытового кондиционера и его мощности.
Важно учесть и то, что каждая климатическая система имеет конкретные ограничения по максимальной длине трассы и перепаду высот между блоками. В случае несоблюдения этих норм кондиционер может сломаться.
Хладагент R410a – смесь газов R32 и R125 в соотношении 50%/50%. Он наиболее широко применяется как заменитель R22 благодаря лучшему COP и холодопроизводительности. Этот фреон плохо подходит для ретрофита, его используют в новых кондиционерах. Хладон R410a производят под торговыми марками:
На данный момент хладагент R-410a – наиболее широко распространенный аналог R22. Он не разрушает озоновый слой, но его потенциал глобального потепления на 15% выше и равен 2080. Поэтому многие производители кондиционеров переходят на более современные хладагенты.
NH3 — один из первых видов хладагентов массового использования. Температура кипения −33,35 °C. Маркируется как R-717. Еще в середине XIX века североамериканские железнодорожные рефрижераторы использовали аммиак.
Вещество позволяет достигать высокого КПД в холодильных и морозильных системах с поршневыми компрессорами большой мощности. Минус этого хладагента — токсичность. Однако, в условиях промышленного производства аммиак по прежнему используют, поскольку с его помощью могут достигаться отличные технико-экономические показатели.
Мы расскажем о трех разновидностях фреона, которые применяются повсеместно. Вы узнаете об
их основных характеристиках и сможете сделать выводы.
Фреон марки R22 чаще всего используется в кондиционерах. Это один их старейших холодильных
агентов на рынке. Он химически и термически стабилен, что крайне важно для систем
кондиционирования. Также этим хладагентом можно без проблем дозаправить кондиционер,
если произошла утечка.
Однако, у марки R22 есть один существенный недостаток — негативное воздействие на экологию.
Эта разновидность фреона уничтожает озоновый слой, поэтому его запретили в США и Европе. В
России формального запрета нет, но поскольку большинство производителей импортируют свои
кондиционеры по всему миру, они по умолчанию производят аппараты с другим фреонов. Но, на
рынке все еще можно встретить аппараты, работающие на R22.
Это основная замена R22, более экологичный вариант. Его можно использовать в аппаратах,
рассчитанных на работу с R22. Он отлично справляется со своей задачей, но имеет ряд
недостатков.
У него высокое рабочее давление, из-за чего создаётся дополнительная нагрузка на
компоненты кондиционера. Приходится изготавливать их из более дорогих материалов, что
влияет на конечную стоимость аппарата. Также кондиционеры с R407C невозможно дозаправить
при протечке. Нужно удалять весь фреон в кондиционере и заправлять заново.
Многие покупатели задаются подобным вопросом: с каким типом хладагента выбрать кондиционер. Чтобы сделать покупку и остаться довольным, следует учесть такие критерии:
Почему кондиционер с фреоном R-410 стоит дороже? Во-первых, данный тип хладагента несовместим с минеральными маслами. Подходящее полиэфирное масло имеет высокую стоимость и требует точности выполнения заправки (и спецоборудования). Во-вторых, из-за более высокого давления в контуре, требования к прочности его элементов (медных трубок конденсатора и испарителя) строгие. Это все несомненно оказывает влияние на конечную стоимость продукта. Но, прочность и долговечность такого климатического агрегата будет также выше.
Несмотря на то, что хладагент R-22 является более привычным и знакомым, да и в обслуживании пока обходится немного дешевле, R-410 становится более популярным. Это обусловлено, прежде всего, законодательством. Также, производители, стараются изготавливать экологически безопасные продукты, что тоже влечет за собой использование хладона R-410 в кондиционерах чаще.
Есть различные отзывы и исследования по данной теме, однако одно можно сказать с уверенностью — при использовании хладагента R-410, качество и надежность климатического устройства будет в разы выше. При этом не будет нанесен вред окружающей среде.
Рейтинг (2021): 4.34
R404А разрабатывался как озоносберегающий заменитель R502. Это достаточно эффективный фреон, представляющий собой смесь нескольких разных хладагентов – R143a, R125 и R134a. Применяется он как в среднетемпературных, так и низкотемпературных агрегатах. Но в бытовых холодильниках используется редко, основное назначение – заправка промышленных среднетемпературных и морозильных камер. По свойствам хладагент неплохой – для него характерна экономичность в использовании, большая длительность эксплуатации, простота дозаправки.
Плюсы и минусы
Этот хладагент чаще всего используют в бытовых холодильниках. Но R600a также применяется в бытовых кондиционерах. Из-за своей горючести он мало распространен. В некоторых странах (например, США) запрещено его использование в бытовой технике.
Из-за отказа от R134a, R600a будут чаще использовать. Характеристики изобутана несколько хуже, но он имеет ряд преимуществ:
Рейтинг (2021): 4.75 Самый популярный
Хладагент R600a используется в большинстве современных холодильников, поэтому является самым популярным и распространенным.
Лучшая цена
По сравнению с другими хладагентами фреон R600a стоит относительно недорого – около 1800 рублей за баллон 6.5 кг.
Один из самых распространенных хладагентов, который используется в большинстве современных холодильников и морозильных камер. Это связано с малой токсичностью и отличной энергоэффективностью. Хладагент этого типа обеспечивает тихую работу устройства и сниженное потребления электроэнергии. Но если холодильник работал на другом фреоне, для его замены на R600a придется менять и компрессор, так что ремонт обойдется дорого. Но так как именно этот хладагент чаще всего используется в заводском изготовлении холодильников, на сегодняшний день его можно назвать самым распространенным и популярным, имеющим очень неплохие рабочие характеристики по сравнению с уже устаревшими фреонами.
Плюсы и минусы
Рейтинг (2021): 4.31
Использование R290 для заправки бытовых, промышленных холодильников, тепловых насосов и другого подобного оборудования целесообразно с точки зрения его невысокой стоимости и отсутствия токсичности. Важную роль играет и совместимость с любыми конструкционными материалами, недорогими минеральными маслами. К плюсам можно отнести и низкую температуру на выходе из компрессора. При всех своих достоинствах хладагент этого типа обеспечивает довольно высокую холодопроизводительность. Но есть и причины, из-за которых не все готовы работать с фреоном R290. Это требования к конструктивным особенностям оборудования (увеличенный размер компрессора) и взрывоопасность.
Плюсы и минусы
Некачественная пайка, слабая сборка, дешевые материалы тоже несут некий риск в плане утечек. Самыми уязвимыми являются места соединений. Около 95% всех потерь возникает на стыках патрубков испарителя и капиллярной трубки.
Если говорить о бюджетном сегменте, достойную сборку демонстрирует отечественный производитель Atlant.Можно спокойно выбирать однокамерные или двухкамерные модели, не уступающие по исполнению хваленым европейцам. Например, ATLANT ХМ 4214-000 доступен по цене от 20 т.р. Есть капельное оттаивание холодильного отсека, изобутан, но придется повозиться с ручной разморозкой морозильника.
Читайте также: Как провести самостоятельную диагностику холодильника
Еще один бренд эконом-класса, заслуживающий доверия – Indesit. Производителю удалось достигнуть компромисс между хорошим качеством сборки и ценой. По сравнению с Атлантом тут можно найти нетривиальный дизайн, – скажем, однокамерный Indesit TT 85 T стилизован «под дерево». Отличные перспективы эксплуатации показывает модель Indesit ES 15. Тут все простенько и сердито, зато рассчитано «на века». Да и цена подкупает – от 14 т.р.
Достойный продукт предлагают итальянцы. Например, холодильники Candy проходят многоуровневое тестирование и отработаны до мелочей. К сборке этой техники невозможно придраться. Наше внимание привлекла модель формфактора side-by-side – Candy CXSN 171 IXH. Этот серебристый образец на 503 л съест минимум электроэнергии и очень доступен в своем классе. Цена на сегодняшний день не заехала выше 46 т.р.
Одну из лидирующих позиций много лет занимают корейцы. Агрегаты Самсунг представлены в средней ценовой категории. Из плюсов можно отметить тихую работу, автоматическую разморозку, стабильность температуры внутри камер. Фишка в том, что с корейцами практически не платишь за бренд, тут голосуешь рублем исключительно за функциональные возможности. Рекомендую познакомиться с Samsung RB-37 J5240SA.
Премиум сегмент представляют холодильники Electrolux. Среди сильных сторон техники – низкое энергопотребление, отличная сборка, продуманная система охлаждения, функциональность. Я советую обратить внимание на модели с зоной свежести, диспенсером для воды. Гибкие системы хранения и чистейшую воду ищите в моделях Electrolux ENB 35405 S, ENB 39405 S.
Потягаться со шведами могут немцы. Одной из лучших марок является Bosch. Бренд следит за инновациями и смело внедряет их в своей технике. Например, в модели Bosch KGN39SB10 вы найдете полное автоматическое оттаивание, антибактериальную защиту, экономичность. Эта техника будет работать не один десяток лет к ряду. А дизайн под названием «черное стекло» заслуживает всяческих похвал.
Напоследок упомяну такого мастодонта рынка как Liebherr. Пожалуй, именно тут можно найти максимум функций и самую высокую надежность, что подтверждает абсолютное лидерство производителя по объемам продаж. Для большой семьи можно посмотреть трехкамерный Liebherr CBNbe 6256, для обычной – Liebherr CUag 3311 жизнерадостного желтого цвета.
Чаще всего кондиционер требует скорой дозаправки, если он был установлен неправильно и в системе наблюдается протечка, поэтому фреон может выйти из холодильного контура. В ином случае кондиционер прослужит долгие годы, прежде чем может потребоваться дозаправка фреона. В любом случае необходимо всегда производить сервисное обслуживание кондиционера, и, в случае необходимости, специалисты скажут, когда потребуется дозаправить климатическую систему.
Как самостоятельно можно понять, что происходит утечка фреона? Это можно увидеть по определенным неполадкам в кондиционере:
Хладагент был разработан как альтернатива фреону R-22. Имеет схожие показатели, им можно заменить HCFC-22 с небольшой доработкой оборудования. Известен под торговыми марками:
R404a является смесью трех хладагентов. Из-за этого при утечке его нельзя дозаправить, нужно полностью удалять остатки фреона и заправлять систему. Из-за этого он не стал популярным. В состав R-404a входят:
Из-за своих характеристик смесь газов чаще используется в холодильном оборудовании. На рынке мало моделей климатической техники, работающей на R-404a. Из-за высокого влияния на потепление Земли, его применение сокращается.
Стандартный баллон хладагента R404a с упаковкой китайского производства.
Хладагент R32 известен давно. Ранее его использовали как компонент смешанных фреонов, таких как: R407c, R410a, R438a. Его озоноразрушающий потенциал равен 0. Потенциал глобального потепления составляет 675, что почти в 3 раза ниже, чем у R22. Также он обеспечивает до 10% экономии электроэнергии.
Daikin – первая компания, которая решила использовать HFC-32 в чистом виде. Сейчас они производят тепловые насосы и кондиционеры, работающие на нем. У Daikin есть отдельна линейка техники, которую можно заправлять как R410a, так и R32. Но энергоэффективность, ПГП и другие характеристики хладона R-410a немного хуже.
Баллон в упаковке хладагента R32 Daikin.
Рейтинг (2021): 4.24
R32 чаще применяется в системах кондиционирования, нежели в холодильниках. Но он часто используется в качестве добавки к другим фреонам для лучшей энергоэффективности и холодопроизводительности. В чистом виде заливается в системы редко из-за повышенной взрывоопасности. С другой стороны, однокомпонентный состав дает возможность проводить дозаправку, несмотря на остаточное количество хладагента. Поэтому в климатическом оборудовании некоторых известных компаний (например, Daikin) этот фреон встречается нередко. Для сравнения – по техническим характеристикам R32 схож с R410, но является менее вязким, что уменьшает скорость расходования.
Плюсы и минусы
Рейтинг (2021): 4.42 Самый экономный
Этот фреон имеет высокую холодопроизводительность, небольшой расход и снижает энергопотребление холодильников, являясь одним из самых экономных хладагентов.
Довольно распространенный сейчас хладагент, чаще всего используемый в промышленных, транспортных, торговых холодильных установках, льдогенераторах. Представляет собой азеотропную смесь, которая по свойствам мало отличается от однокомпонентных фреонов. Во время заправки вещество может быть в жидком или газообразном состоянии, что дает возможность дозаправки в случае утечки. При заправке холодильника, работающего на R404A, можно смело использовать R507, не меняя ничего в конструкции. При этом холодопроизводительность даже возрастает на 1-3% в зависимости от типа холодильника.
Плюсы и минусы
Владелец кондиционера может самостоятельно понять, что из системы исчезает фреона. На это указывают следующие признаки:
Существуют определенные признаки, когда следует задуматься о заправке кондиционера.
Если появился хоть один из названных признаков, не стоит тянуть с приглашением специалиста и сервисным обслуживанием кондиционера.
Заправка кондиционера фреоном
Абсолютно любой кондиционер бытовой или промышленный нуждается в систематическом уходе. Заправка домашнего кондиционера чаще всего происходит на месте его монтажа, однако бывают случаи, когда прибор нуждается в профессиональной диагностике и ремонте. В этом случае устройство демонтируется и отвозится в сервисный центр. Если кондиционер установлен на стене многоэтажного дома и доступ к нему весьма ограниченный, то на выручку придут альпинисты. Они работают в большинстве сервисных центров по установке и обслуживанию кондиционеров.
Промышленные альпинисты при возникшей необходимости проведут первичную диагностику климатической техники, очистят его от загрязнений и при необходимости заправят или дозаправят. Снижение эффективности работы любого кондиционера происходит от воздействия внешней агрессивной среды на наружный блок устройства. Обслуживание техники на большой высоте и заправка его хладагентом – это очень ответственный процесс, которым могут заниматься только специально обученные люди. Специалисты без труда определят, чем заправляют кондиционеры требуемых марок.
Часто неисправность кондиционера появляется при засорении фильтров. Профилактическое обслуживание любых климатических устройств желательно проводить два раза в течение года, тогда можно предотвратить большинство поломок и неисправностей оборудования.
Большинство современных холодильников умеют оповещать о том, что температура внутри камер превысила нормальные значения. Техника сразу подает звуковой сигнал или мигает аварийным индикатором. Ограничений по выбору практически нет, как правило, эта опция есть во всех моделях с дисплеем. Можно приобрести топовый японский пятикамерный HITACHI R-E 6200 UXW с кучей крутых функций или простой, но функциональный INDESIT DF 5200 W.
Рейтинг (2021): 4.63 Лучшее соотношение цены и качества
Стоимость фреона за большой баллон 13.6 кг составляет около 4500 рублей. С учетом его распространенности это совсем недорого.
Этот хладагент довольно часто используется в бытовых холодильниках и морозильных камерах в основном из-за безопасности. Он не токсичен и не горюч. Но по сравнению с самым распространенным фреоном R600a он имеет меньшую энергоэффективность, иногда приводит к образованию засоров в холодильной системе. Он безопасен для озонового слоя, но в то же время имеет очень большой потенциал глобального потепления, с чем связан постепенный отказ производителей холодильников от этого хладагента. Еще одна причина – для корректной работы компрессора требуется достаточно большое количество газа, в случае дозаправки также нужен немалой объем.
Плюсы и минусы
Заправка или дозаправка кондиционера фреоном требуется после монтажа системы или в процессе диагностического обслуживания. Если кондиционер небольшой, то в него уже при выпуске закачивается определенное количество хладагента, которого вполне хватит, если длина коммуникаций не превышает 7 метров.
Заправка производится в несколько этапов:
Чтобы определить нужное количество фреона для заправки, есть несколько разных способов:
Каждый из данных способов имеет преимущества и некоторые недостатки, однако очевидно то, что заправку климатической техники должен проводить обученный специалист и тогда прибор послужит долго и надежно.
В отличие от R-407C, фреон R-410А является условно изотропным. При выявленных утечках фреона, давление в системе можно восстановить простой дозаправкой. Это несомненное преимущество данного хладагента.
Есть у него и определенные недостатки – он нерастворим в воде, и для его разбавления потребуется специальное полиэфирное масло, которое само по себе отлично поглощает влагу, что ограничивает хранение и транспортировку подготовленной смеси.
Кроме того, кондиционеры, рассчитанные на заправку R-410А, более дорогие, по причине необходимости поддерживания значительного давления в холодильном контуре. А это уже требует особого качества изготовления компрессорной установки и самого контура.
Фреон R422d был разработан как drop-in замена R22. Этот газ – полноценная замена запрещенному хладагенту. Имеет на 50% больший ПГП (GWP). Потенциал разрушения озонового слоя равен 0. В состав хладагента входят:
Смесь газов R422d совместима с минеральными, алкилбензольными и полиолэфирными маслами. Для замены R22 не нужна доработка оборудования (кроме замены фильтра-осушителя). Хладагент редко применяется для заправки новых кондиционеров, его используют для замены HCFC-22 в старой технике.
Сейчас применение R422d не ограничено, так как он имеет нулевой ОРП (ODP). Но в перспективе эта смесь может быть запрещена из-за высокого влияния на глобальное потепление.
Небольшие баллоны хладагента R422d для дозаправки бытовых кондиционеров.